Индия и хинди

Глагол (क्रिया — kriya) — это часть речи, которая обозначает действие или состояние лица или предмета. Глагол в хинди может изменяться по родам, числам, залогам, временам, наклонениям и лицам.

Формы глаголов хинди

Глагол в языке хинди имеет две формы — личную и неличную.

Личные формы играют роль сказуемого и имеют следующие категории:

Неличные формы глаголов не имеют лица, времени и наклонения, они выражают лишь залог, а инфинитив — так же и вид.

Неопределенная форма (инфинитив)

Инфинитив называет действие. Например: быть, приходить, звать и т. д. Глагол хинди в форме инфинитива характеризуется окончанием ना (naa/наа). Например: होना (hona) — быть, करना (karna) — делать. В такой форме глагол даётся в словарях.

Основа глагола

Основа глагола в хинди образуется отделением окончания ना от неопределенной формы глагола. 

Например: जानना (jaanna) — знать, основа — जान (jaan), मिलना (milna) — встречать, основа  — मिल (mil).

Основа глагола является исходной формой для образования многих личных и неличных форм глаголов.

Основные виды глаголов хинди

Глаголы имеющие самостоятельное значение.

Например: बोलना (bolna) говорить, जाना (jaana) идти, уходить, आना (aana) — приходить,  लेना (lena) — брать.

Глаголы है (hai) / हो (ho) / हैं (hain), который употребляется только в составе составного именного сказуемого и связывает подлежащее с временем и наклонением.

Например:

राज अच्छा ड्राइवर है — raaj achha draivar hai — Радж хороший водитель.

वह छात्र है — vah chhaatr hai — Он студент.

वह छात्र होगा — vah chhaatr hoga — Он будет студентом.

वह छात्र था — vah chhaatr tha — Он был студентом.

Эти глаголы образуются от имён прилагательных, существительных, некоторых причастных форм, заимствованные из санскрита. Определенное лексическое значение им придания с помощью глаголов: करना (karna) — делать, लेना (lena) — брать, देना (dena) — давать, होना (hona) — быть.

Например:

जवाब देना (javab dena) —  отвечать (букв. давать ответ).

खुश करना (khush karna) — радовать (букв. делать кого-то счастливым, радостным).

खुशहो होना (khush hona) — радоваться (букв. быть радостным, счастливым).

साफ करना (saaph karna) — чистить убирать, слово साफ — прилагательное и переводится, как «чистый».

साफ होना (saaph hona) — очиститься.

В предложении сложный глагол является сказуемым. Сложные глаголы образованные с помощью глаголов करना, लेना, देना, являются переходными глаголами, а с помощью होना — непереходные:

हमने कमरा साफ किया — hamne kamra saaph kiya — мы убрали комнату.

कमरा साफ था — kamra saaph tha — комната была чистой.

Сложно — отыменные глаголы, имеющие в составе имя существительное, при наличии в предложении прямого дополнения обычно оформляются или прямым падежом, или формой послелога को, или послелогом का (ka) / की (kii).

/की/ साहायाता करना ( sahayata karna) — помогать:

उन्होंने लड़कों की साहायाता की (unhonne larkon kii sahayata kii) —  Они оказали помощь мальчикам

/को/ साहायाता देना ( sahayata dena) — помогать:

वे उनको साहायाता देेेतेे हैं (ve unko sahayata dete hain) — Они им помогают.

साहायाता होना ( sahayata hona) — получать помощь:

उसे टेहरी सहायता आई (use pehli sahayata aai) — Он получил первую помощь (букв. Ему пришла первая помощь)

В хинди эти глаголы являются потенциальными или недостаточными: सकना (sakna) — мочь, पाना (paana) — удаваться, получаться. Обычно образуют составное глагольное сказуемое.

Например

रीता तढ़ सकती है — rita parh sakti hai — Рита может/умеет читать.

होना (hona) — быть, पड़ना (padna) — падать в сочетании с инфинитивом смыслового глагола.

Например:

हमें अच्छे से पढ़ाई करनी है — hamen achchhe se padhaee karnee hai. — Мы должны хорошо учиться.

उन्हें अंग्रेजी सीखनी पड़ी — unhen angrejee seekhnee padee. — Им пришлось выучить английский.

Глаголы, действия которых направлены на предмет или объект действия, выраженный винительным падежом без предлога.

Например:

सूरज सब चमकता है — sooraj sab chamakta hai — Солнце светит всем.

राधा मूर्ति बनाती हैं — raadha moorti banaatee hain — Радха создает статую.

निर्देशक भाषण देता है — nirdeshak bhaashan deta hai — Директор выступает с речью

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения.

Например:

पार्वती गाती हैं — paarvatee gaatee hain — Парвати поет.

बच्चा आया — bachcha aaya — Ребенок пришел.

मनीष काम करता है — maneesh kaam karata hai — Маниш работает.

Глаголы несовершенного вида, обозначающие перемещение: लाना (laana) — приносить, आना (aana) — приходить, जाना (jaana) — уходить, तैरना (tairna) — плавать, चलना (chalna) — идти, двигаться, उड़ना (udna) — лететь,  रेंगना (rengna) — ползти и т. д.

Такой глагол (своей основой चुका от चुकाना — закончить), присоединяясь к основе смыслового глагола, придает ему дополнительное значение завершённости. Этот глагол используется преимущественно в совершенных временах и в будущем времени.

Такой оттенок соответствует значению русского наречия уже, например:

आ चुका — aa chuka — уже прийти, от глагола आना (aana) — приходить.

कर चुका (kar chuka) — уже сделать, от глагола करना (karna) — делать.

तब तक वह आ चुकेगा —  tab tak vah aa chukega — К тому времени он уже прийдёт.

बच्चा सो चुका है —  bachcha so chuka hai — Ребенок уже заснул.

Это сложные производные глаголы, которые образуются сочетанием основы главного (смыслового) глагола с формами образующего интенсивного глагола.

Интенсивный глагол может изменяться при склонении и вносит определенное значение в действие. Таких образующих или служебных глаголов в хинди 12. Я напишу о них в следующей статье.

Самыми распространенными являются интенсивные глаголы с такими образующими: आना (aana) — приходить, जाना (jaana) — уходить, लेना (lena) — брать, देना (dena) — давать. 

Образующие глаголы आना и जाना указывают на направление действия по отношению к говорящему субъекту:

निकल आना (nikal aana) — выходить, появляться перед кем-то.

निकल जाना (nikal jaana) — выходить (двигаться в направлении кого-то).

Глагол जाना в сочетании с образующими глаголами передаёт завершённость действия:

बदलना (badalna) — меняться

बदल जाना (badal jaana) — измениться

खाना (khana) — есть, кушать

खा जाना (kha jaana) — съесть

Это производные глаголы хинди, обозначающие действие совершаемое не субъектом глагола, а другим лицом.

Например:

 भेजना (bhejna) — посылать

भेजवाना (bhejvaana) — посылать через кого-то

पढ़ना (padhna) — учиться

पढ़ाना (padhaаna) — учить (кого-то), обучать

उसने मकान अपने आप नहीं बनाया, मज़दुरों से बनवाया था — usne makaan apne aap nahin banaaya, mazaduron se banavaaya tha — Он не сам построил дом, а с помощью рабочих.

Это глаголы мысли, речи, а также глаголы करना (karna) — делать, назначать, चूनना (chunna) — выбирать, т. е. те глаголы, которые не могут употребляться без дополнения, например, считать кого кем/каким, назначать кого кем и имеют два дополнения:

— прямое дополнение с послелогом 

— предикативное дополнение, стоящее в хинди в прямом падеже.

Например:

भारत के लोग गंगा नदी को देवी मानते हैं — bhaarat ke log ganga nadee ko devee maante hain — Индийцы считают реку Ганг богиней.

При употреблении в такой конструкции:

Глагол कहना (kahna) — говорить, приобретает значение называть,

Глагол समझना (samajhna) — понимать — значение считать.

बचपन में, इसे चीनी मिर्च कहा जाता है।

 

Это соединение двух глаголов, близких по звучанию и создающих в сочетании дополнительный смысл.

Например:

पढ़ना-लिखना — (padhna-likhna) — учиться. 

पूछना-ताछना — (poochhna-toochhna) — спрашивать.

बोलना-चलना — (bolna-chalna) — болтать.

मिलना-जुलना — (milna-julna) — встречаться.

देखना-भावना — (dekhna-bhaavna) — следить.

Глаголы, которые присоединяются в качестве звукового повтора, в данном случае самостоятельным значением не обладают.

Пример:

आपना काम देखना-भावना — aapna kaam dekhna-bhaavna — Следи за своей работой.

वह यहां आया — जाया करती है  vah yahaan aaya — jaaya karti hai- Она ходит туда регулярно.

Глаголы, обозначающие действие, производимое человеком или животным, сопровождаемое звуком. В хинди звукоподражательные слова распределяются по группам:

— подражание шумам и звукам явлений природы, например: कड़कना (kadakana) — трещать при морозе.

— подражание звукам, издаваемым животными, птицами: भौंकना (bhaunkna) — лаять, काय-काय करना (kaay-kaay karna) — каркать.

— Подражание звукам  предметов, издаваемых различными предметами (машинами, механизмами, музыкальными инструментами и т. д.). Например: खटखटाना (khatkhataana) — стук (в дверь).

— Подражание человеческой речи, смеху и др. Например: भड़कना (dharakna) — биться (о сердце), हंसना (hansna) — смеяться

5 4
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Посмотреть все комментарии
0
Это закрытая цепочка комментариевx
()
x