Глаголы хинди (формы и виды)
Глагол (क्रिया – kriya) – это часть речи, которая обозначает действие или состояние лица или предмета. Глагол в хинди может изменяться по родам, числам, залогам, временам, наклонениям и лицам.
Формы глаголов хинди
Глагол в языке хинди имеет две формы – личную и неличную.
Личные формы играют роль сказуемого и имеют следующие категории:
- лицо (1-е, 2-е или 3-е)
- число (единственное или множественное)
- время (настоящее, прошедшее или будущее)
- вид действия (простое, завершённое или длительное)
- залог (действительный или страдательный)
- наклонение (изъявительное, сослагательное, предположительное или повелительное)
Неличные формы глаголов не имеют лица, времени и наклонения, они выражают лишь залог, а инфинитив – так же и вид.
Неопределенная форма (инфинитив)
Инфинитив называет действие. Например: быть, приходить, звать и т. д. Глагол хинди в форме инфинитива характеризуется окончанием ना (naa/наа). Например: होना (hona) – быть, करना (karna) – делать. В такой форме глагол даётся в словарях.
Основа глагола
Основа глагола в хинди образуется отделением окончания ना от неопределенной формы глагола.
Например: जानना (jaanna) – знать, основа – जान (jaan), मिलना (milna) – встречать, основа – मिल (mil).
Основа глагола является исходной формой для образования многих личных и неличных форм глаголов.
Основные виды глаголов хинди
- Смысловые глаголы
Глаголы имеющие самостоятельное значение.
Например: बोलना (bolna) говорить, जाना (jaana) идти, уходить, आना (aana) – приходить, लेना (lena) – брать.
- Глагол - связка
Глаголы है (hai) / हो (ho) / हैं (hain), который употребляется только в составе составного именного сказуемого и связывает подлежащее с временем и наклонением.
Например:
राज अच्छा ड्राइवर है – raaj achha draivar hai – Радж хороший водитель.
वह छात्र है – vah chhaatr hai – Он студент.
वह छात्र होगा – vah chhaatr hoga – Он будет студентом.
वह छात्र था – vah chhaatr tha – Он был студентом.
- Сложно - отыменные глаголы
Эти глаголы образуются от имён прилагательных, существительных, некоторых причастных форм, заимствованные из санскрита. Определенное лексическое значение им придания с помощью глаголов: करना (karna) – делать, लेना (lena) – брать, देना (dena) – давать, होना (hona) – быть.
Например:
जवाब देना (javab dena) – отвечать (букв. давать ответ).
खुश करना (khush karna) – радовать (букв. делать кого-то счастливым, радостным).
खुशहो होना (khush hona) – радоваться (букв. быть радостным, счастливым).
साफ करना (saaph karna) – чистить убирать, слово साफ – прилагательное и переводится, как “чистый”.
साफ होना (saaph hona) – очиститься.
В предложении сложный глагол является сказуемым. Сложные глаголы образованные с помощью глаголов करना, लेना, देना, являются переходными глаголами, а с помощью होना – непереходные:
हमने कमरा साफ किया – hamne kamra saaph kiya – мы убрали комнату.
कमरा साफ था – kamra saaph tha – комната была чистой.
Сложно – отыменные глаголы, имеющие в составе имя существительное, при наличии в предложении прямого дополнения обычно оформляются или прямым падежом, или формой послелога को, или послелогом का (ka) / की (kii).
/की/ साहायाता करना ( sahayata karna) – помогать:
उन्होंने लड़कों की साहायाता की (unhonne larkon kii sahayata kii) – Они оказали помощь мальчикам
/को/ साहायाता देना ( sahayata dena) – помогать:
वे उनको साहायाता देेेतेे हैं (ve unko sahayata dete hain) – Они им помогают.
साहायाता होना ( sahayata hona) – получать помощь:
उसे टेहरी सहायता आई (use pehli sahayata aai) – Он получил первую помощь (букв. Ему пришла первая помощь)
- Модальные глаголы
В хинди эти глаголы являются потенциальными или недостаточными: सकना (sakna) – мочь, पाना (paana) – удаваться, получаться. Обычно образуют составное глагольное сказуемое.
Например:
रीता तढ़ सकती है – rita parh sakti hai – Рита может/умеет читать.
- Глаголы должествования
होना (hona) – быть, पड़ना (padna) – падать в сочетании с инфинитивом смыслового глагола.
Например:
हमें अच्छे से पढ़ाई करनी है – hamen achchhe se padhaee karnee hai. – Мы должны хорошо учиться.
उन्हें अंग्रेजी सीखनी पड़ी – unhen angrejee seekhnee padee. – Им пришлось выучить английский.
- Переходные глаголы
Глаголы, действия которых направлены на предмет или объект действия, выраженный винительным падежом без предлога.
Например:
सूरज सब चमकता है – sooraj sab chamakta hai – Солнце светит всем.
राधा मूर्ति बनाती हैं – raadha moorti banaatee hain – Радха создает статую.
निर्देशक भाषण देता है – nirdeshak bhaashan deta hai – Директор выступает с речью
- Непереходные глаголы
Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения.
Например:
पार्वती गाती हैं – paarvatee gaatee hain – Парвати поет.
बच्चा आया – bachcha aaya – Ребенок пришел.
मनीष काम करता है – maneesh kaam karata hai – Маниш работает.
- Глаголы движения
Глаголы несовершенного вида, обозначающие перемещение: लाना (laana) – приносить, आना (aana) – приходить, जाना (jaana) – уходить, तैरना (tairna) – плавать, चलना (chalna) – идти, двигаться, उड़ना (udna) – лететь, रेंगना (rengna) – ползти и т. д.
- Комплективный глагол движения
Такой глагол (своей основой चुका от चुकाना – закончить), присоединяясь к основе смыслового глагола, придает ему дополнительное значение завершённости. Этот глагол используется преимущественно в совершенных временах и в будущем времени.
Такой оттенок соответствует значению русского наречия уже, например:
आ चुका – aa chuka – уже прийти, от глагола आना (aana) – приходить.
कर चुका (kar chuka) – уже сделать, от глагола करना (karna) – делать.
तब तक वह आ चुकेगा – tab tak vah aa chukega – К тому времени он уже прийдёт.
बच्चा सो चुका है – bachcha so chuka hai – Ребенок уже заснул.
- Интенсивные глаголы движения
Это сложные производные глаголы, которые образуются сочетанием основы главного (смыслового) глагола с формами образующего интенсивного глагола.
Интенсивный глагол может изменяться при склонении и вносит определенное значение в действие. Таких образующих или служебных глаголов в хинди 12. Я напишу о них в следующей статье.
Самыми распространенными являются интенсивные глаголы с такими образующими: आना (aana) – приходить, जाना (jaana) – уходить, लेना (lena) – брать, देना (dena) – давать.
Образующие глаголы आना и जाना указывают на направление действия по отношению к говорящему субъекту:
निकल आना (nikal aana) – выходить, появляться перед кем-то.
निकल जाना (nikal jaana) – выходить (двигаться в направлении кого-то).
Глагол जाना в сочетании с образующими глаголами передаёт завершённость действия:
बदलना (badalna) – меняться
बदल जाना (badal jaana) – измениться
खाना (khana) – есть, кушать
खा जाना (kha jaana) – съесть
- Казуативные глаголы
Это производные глаголы хинди, обозначающие действие совершаемое не субъектом глагола, а другим лицом.
Например:
भेजना (bhejna) – посылать
भेजवाना (bhejvaana) – посылать через кого-то
पढ़ना (padhna) – учиться
पढ़ाना (padhaаna) – учить (кого-то), обучать
उसने मकान अपने आप नहीं बनाया, मज़दुरों से बनवाया था – usne makaan apne aap nahin banaaya, mazaduron se banavaaya tha – Он не сам построил дом, а с помощью рабочих.
- Глаголы неполной предикации
Это глаголы мысли, речи, а также глаголы करना (karna) – делать, назначать, चूनना (chunna) – выбирать, т. е. те глаголы, которые не могут употребляться без дополнения, например, считать кого кем/каким, назначать кого кем и имеют два дополнения:
– прямое дополнение с послелогом
– предикативное дополнение, стоящее в хинди в прямом падеже.
Например:
भारत के लोग गंगा नदी को देवी मानते हैं – bhaarat ke log ganga nadee ko devee maante hain – Индийцы считают реку Ганг богиней.
При употреблении в такой конструкции:
Глагол कहना (kahna) – говорить, приобретает значение называть,
Глагол समझना (samajhna) – понимать – значение считать.
बचपन में, इसे चीनी मिर्च कहा जाता है।
- Сложные глаголы-повторы
Это соединение двух глаголов, близких по звучанию и создающих в сочетании дополнительный смысл.
Например:
पढ़ना-लिखना – (padhna-likhna) – учиться.
पूछना-ताछना – (poochhna-toochhna) – спрашивать.
बोलना-चलना – (bolna-chalna) – болтать.
मिलना-जुलना – (milna-julna) – встречаться.
देखना-भावना – (dekhna-bhaavna) – следить.
Глаголы, которые присоединяются в качестве звукового повтора, в данном случае самостоятельным значением не обладают.
Пример:
आपना काम देखना-भावना – aapna kaam dekhna-bhaavna – Следи за своей работой.
वह यहां आया – जाया करती है vah yahaan aaya – jaaya karti hai- Она ходит туда регулярно.
- Звукоподражательные глаголы
Глаголы, обозначающие действие, производимое человеком или животным, сопровождаемое звуком. В хинди звукоподражательные слова распределяются по группам:
– подражание шумам и звукам явлений природы, например: कड़कना (kadakana) – трещать при морозе.
– подражание звукам, издаваемым животными, птицами: भौंकना (bhaunkna) – лаять, काय-काय करना (kaay-kaay karna) – каркать.
– Подражание звукам предметов, издаваемых различными предметами (машинами, механизмами, музыкальными инструментами и т. д.). Например: खटखटाना (khatkhataana) – стук (в дверь).
– Подражание человеческой речи, смеху и др. Например: भड़कना (dharakna) – биться (о сердце), हंसना (hansna) – смеяться